Диагностика стартера, неисправности стартера

Неисправности стартера автомобиля могут принести владельцу множество проблем. Чтобы избежать этого рекомендуется заблаговременно пройти диагностику стартеров и других деталей вашего авто.

Основные виды неисправностей выявляемые при диагностике

В этом пункте мы выделили основные позиции относительно того, что может стать причиной неисправности. Наши мастера уже ни один год занимаются ремонтом и диагностикой агрегатов, поэтому научились быстро определять причины:

  1. Нарушение контакта в электрической цепи может стать причиной падения мощности стартера, что приведет к образованию дуги между коллектором и щетками. В результате происходит разрушение, которое сказывается на уровне выдаваемой устройством мощности.
  2. Если стартер очень долго работает, то это может привести к полному изнашиванию втулки, а также полной потери изоляции.
  3. При неисправных втулках вал якоря будет бить по стартеру, что приводит к поломке зубов маховика и прекращению работы устройства.

Если вовремя произвести диагностику, то это может уберечь водителя от замены стартера или очень дорогого ремонта.

Наиболее распространенными неисправностями являются следующие:

  • стартер вращается, но не проворачивает маховик двигателя. Такая неисправность свидетельствует о том, что необходима замена бендикса. В зависимости от года выпуска и марки машины услуга по замене бендикса может стоить от 720 до 2880 рублей (в цену включена стоимость нового бендикса и работ по его установке);
    стартер после поворота ключа зажигания издает слабый щелчок, но не вращается. Такая неисправность возможна в следующих случаях: а) закончились щетки стартера, из-за чего сгорел якорь стартера. в) вышло из строя втягивающее реле г) пропала масса стартера (внутри или снаружи)
  • стартер медленно вращается Подобное может происходить из-за сильной выработки подшипников скольжения, из-за чего якорь "цепляет" статор. - стартер сгорел полностью. Такое чаще всего происходит из-за вращения стартера на больших оборотах вместе с маховиком двигателя. Как правило, такая неисправность вызвана неисправностью в замке зажигания.

Более подробно о диагностике и ремонте стартеров от ГенСтар

Другие неисправности стартера

Щелкающие звуки

Если ваш стартер издает щелчки или скрежет, это может означать наличие в нем замыкания и проблем с электромотором или заклинивание шестерни. Звуки из-под капота легко расслышать, так как сам двигатель не запускается. Если все-таки двигатель прокручивается на холостом ходу, но не может завестись, или же вы слышите множественные щелчки, пока не отпустите ключ зажигания, то проблема может заключаться в неисправном генераторе, плохом соединении с аккумулятором, а также поврежденной или неотрегулированной воздушной заслонке.

Проблемы с зажиганием

Замыкание в стартере может быть причиной, из-за которой невозможно завести двигатель при повороте ключа в замке зажигания. Это происходит из-за того, что замкнутый стартер не может использовать электричество, передаваемое от аккумулятора, необходимое электромотору для запуска двигателя. Если система зажигания работает так медленно, что не может завести двигатель, то это, вероятно, признак замыкания в стартере. Помните, что слабый аккумулятор также может быть причиной сбоя в пусковой системе автомобиля.

Неисправный соленоид

Если двигатель не издает никаких звуков при попытках его завести, но функционируют фары, габаритные огни и дворники, то это также показатель замкнутого стартера с поврежденным соленоидом – механическим устройством, прикрепленным сверху к кожуху стартера. В некоторых случаях эта проблема решается поворачиванием ключа из стороны в сторону в замке зажигания.

Запах

Также признаком замыкания в стартере является запах горелого или дым от стартера. Это указывает на проблемы с проводкой стартера и контактами внутри электромотора. Любая проблема с соединениями соленоида может вызвать короткое замыкание, в результате чего появляются жженый запах и дым.

Заключение

При замене стартеров многие магазины автозапчастей бесплатно производят их тестирование. Если же вы не знаете точно, как заменить стартер в вашей машине, то лучше доверить эту задачу профессиональному мастеру. И, наконец, если вы обнаружили один или несколько из вышеперечисленных признаков неисправностей, обратитесь на станцию техобслуживания.

Причины продолжения работы стартера после запуска

Автомобильная система зажигания состоит из нескольких основных компонентов. Один из них, а именно стартер, осуществляет раскручивание коленчатого вала для запуска двигателя. По истечении длительного времени эксплуатации стартера или же по причине возникновения других проблем возможна такая ситуация, когда уже после запуска двигателя стартер все еще продолжает работать.

Включатель зажигания

Включатель зажигания определяет момент, когда стартер задействует маховик двигателя. Если выразить другими словами, он является основным электронным компонентом, реагирующим на поворот ключа в замке зажигания для включения разных режимов работы. Неисправность включателя может быть причиной непрерывной подачи электричества на стартер, в результате чего он продолжает работать даже после успешного запуска двигателя.

Неисправность стартера

В случае механической неисправности стартера возникает проблема с рассоединением приводной шестерни и венца маховика. В результате стартер остается в зацеплении с маховиком и продолжает оборачиваться вместе с коленвалом двигателя.

Повреждение маховика

Поврежденный маховик не позволяет достичь надлежащего зацепления шестерни стартера с венцом самого маховика. Как правило, это становится причиной неудачного запуска двигателя, но иногда случается защемление шестерни зубьями маховика, что тоже заставляет стартер оборачиваться вместе с запущенным двигателем.


Диагностика работы стартера

Неисправный стартер может слишком медленно заводить двигатель для быстрого запуска или вообще не заводить двигатель. Зачастую проблема заключается не в пускателе, а в разряженном аккумуляторе или поврежденном кабеле. Итак, проверьте заряд батареи и состояние в первую очередь.

Хорошая батарея должна быть способна принимать и удерживать заряд от зарядного устройства и должна заряжаться как минимум на 75 процентов (12,5 В или выше). Если напряжение батареи низкое и она не заряжается, нужна новая батарея. Нагрузочное тестирование аккумулятора или использование тестера проводимости для проверки его способности принимать и хранить заряд также может подтвердить необходимость замены аккумулятора. Средний срок службы автомобильного аккумулятора составляет всего около четырех-пяти лет и может быть короче в жарком климате. Так же учитывайте возраст аккумулятора при оценке его состояния.

Если при покупке новой батареи вы не уверены, что может стать причиной батарея, необходимо провести тестирование стартера. Если стартер проходит испытания, проблема с медленным проворачиванием или без проворачивания, очевидно, является чем-то иным, чем стартер. Он должен проверить аккумулятор, кабели аккумулятора, реле стартера, цепь стартера и проводные соединения на возможные неисправности. Если стартер не работает при подключении новой батареи необходимо проверить цепочку по которой движется ток в стартере.

Высокое сопротивление внутри самого стартера, изношенные щетки, заземление или отверстия в обмотке якоря или обмотки могут стать причиной чрезмерного потребления тока. Это также может быть вызвано повышенным внутренним трением из-за втулок вала, которые связывают или якоря или магнитов, которые трутся внутри стартера.

Ослабленный стартер может медленно, шумно или вообще не заводить двигатель. Ослабленные болты создадут слабое заземление. Стартер также может разворачиваться, скользить, дребезжать или не включаться в зависимости от того, насколько он ослаблен. Иногда двигатель не заводится, даже если стартер вращается. Обычно это проблема зацепления из-за слабого соленоида или неисправного привода стартера. Стартер, который находится на грани отказа, может включиться на короткое время, но затем проскользнет. Привод стартера имеет механизм сцепления с односторонним обгоном, который вы можете проверить, когда стартер выйдет из автомобиля (и при необходимости заменить). Привод должен свободно вращаться в одном направлении, но не в другом, если это хорошо. Плохой диск будет свободно вращаться в обоих направлениях или не вращаться вообще. Если диск блокируется, он может перевернуться и разрушить стартер.

Принцип работы стартера и его устройство

Конструктивно электростартер объединяет в себе электродвигатель и механизм привода с электромагнитным тяговым реле, муфтой свободного хода и шестерней понижающего редуктора. В стартер автомобиля может быть встроен дополнительный редуктор, если передаточное число от шестерни привода к венцу маховика недостаточно.

Стартеры классифицируют по способу возбуждения электродвигателя (последовательного, смешанного, с возбуждением от постоянных магнитов), типу привода, способу крепления на двигателе и степени защиты от окружающей среды.

Рассмотрим особенности конструкции стартеров на конкретных примерах. Стартер автомобиля состоит (рис. 1) из корпуса 18 с полюсами 3 и катушками обмотки возбуждения 2, якоря 19 с коллектором 27, пакетом пластин и обмоткой якоря 7, механизма привода с электромагнитным тяговым реле, муфтой свободного хода 15 и шестерней 14, крышек 12 (со стороны привода) и 22 (со стороны коллектора), щеточного узла со щеткодержателями, щетками и щеточными пружинами.

Корпус 18 стартера автомобиля является частью магнитной системы электродвигателя, служит несущей конструкцией для крышек, воспринимает вращающий момент и передает его элементам крепления стартера на двигателе.

Корпус выполняют из цельнотянутой трубы или стальной полосы с последующей сваркой стыка. К корпусу винтами прикреплены полюсы - на стартере их четыре. Полюсы состоят из магнитопровода и полюсных наконечников. Для обеспечения постоянного воздушного зазора по окружности между полюсами и якорем полюсы растачивают.

Рис. 1. Стартер:

1 - обмотка якоря; 2- обмотка возбуждения; 3 - полюс; 4 - контакты тягового реле; 5 - контакт замыкания добавочного резистора; 6 - обмотки тягового реле; 7 - якорь тягового реле; 8 - регулировочный винт-тяга; 9 - защитный кожух; 10 - рычаг; 11 - винт регулировки хода шестерни; 12 - крышка со стороны привода; 13 - упорное кольцо; 14 - шестерня; 15 - муфта свободного хода; 16 - пружина; 17 - поводковая муфта; 18 - корпус; 19 - якорь; 20 - защитная лента; 21 - коллектор; 22 – крышка со стороны коллектора.

На полюсах располагаются катушки обмотки возбуждения. Число катушек равно числу полюсов. Для намотки последовательной обмотки возбуждения используют неизолированный медный провод прямоугольного сечения. Между витками проложен электроизоляционный картон толщиной 0,2...0,4 мм. В стартерах со смешанным возбуждением для намотки катушек параллельной обмотки возбуждения применяют круглый изолированный провод с эмалевой изоляцией. Внешняя изоляция представляет собой хлопчатобумажную ленту, которую для повышения электрической и механической прочности пропитывают лаком.

Стартеры автомобильные с катушками с последовательным возбуждением могут быть соединены последовательно, попарнопараллельно или параллельно. Катушки параллельной обмотки в стартерах смешанного возбуждения обычно соединяют последовательно. Между собой катушки соединены контактной сваркой или заклепками с последующей пайкой. Для экономии меди и уменьшения массы стартеров иногда применяются алюминиевые провода. В этом случае катушки соединяют методом холодной сварки.

Якорь 19 стартера имеет шихтованный сердечник в виде пакета стальных пластин толщиной 1,0...1,2 мм, что уменьшает потери на вихревые токи. Крайние пластины пакета из электроизоляционного картона предохраняют от повреждения изоляцию лобовых частей обмотки якоря. В электродвигателях стартеров автомобиля применяют простые волновые и петлевые обмотки с одно- и двухвитковыми секциями.

Большее распространение в автомобильных стартерах получили волновые обмотки, обладающие рядом преимуществ по сравнению с петлевыми - лучшие массогабаритные показатели, отсутствие специальных уравнительных соединений. Лобовые части обмотки якоря укрепляют бандажами из нескольких витков проволоки, хлопчатобумажного шнура или стекловолокнистого материала, пропитанного синтетическими смолами. Лобовые части секций изолируют одну от другой электроизоляционным картоном или полимерными трубами. Концы секций обмотки якоря укладывают в прорези петушков коллекторных ламелей, чеканят и соединяют с коллекторными ламелями пайкой.

Коллектор 21, составленный из медных ламелей, является наиболее ответственным узлом электродвигателя. Коллекторы подвергаются значительным электрическим, тепловым и механическим нагрузкам. В стартерах применяют сборные цилиндрические коллекторы на металлической втулке (стартеры большой мощности), а также цилиндрические и торцовые с пластмассовым корпусом.

Сборный коллектор состоит из отдельных пластин твердотянутой профильной меди и изолирующих прокладок из миканита, слюдинита или слюдопласта толщиной 0,4...0,9 мм. Цилиндрические коллекторы с пластмассовым корпусом набирают в виде пакета медных пластин и в специальной форме запрессовывают в пластмассу. Использование в качестве формирующего элемента пластмассы повышает монолитность, прочность коллектора и позволяет автоматизировать процесс его изготовления. Пластмассовый корпус изолирует коллекторные ламели и воспринимает нагрузки.

Более подробно о конструкции стартеров на примерах