Симптомы и внешние показатели неисправности свечи зажигания
В любом ДВС, где бы он ни был установлен: в автомобиле, моторной лодке, бензопиле, или мотоцикле, есть маленькое устройство для воспламенения горючей смеси – свеча зажигания. Она выдаёт искру, используя ток высокого напряжения, которая воспламеняет топливно-горючую смесь в цилиндре двигателя. Сгорание смеси и служит энергией для работы мотора. Благодаря свечам зажигания мотор заводится и далее работает, иначе при неисправностях свечей мотор может не запускаться или прекращать свою работу.
Частые симптомы вышедших из строя свечей зажигания:
- проблемный пуск двигателя: не заводится или заводится через какое-то время (но стартер работает);
- повышенный расход горючего с заметной потерей мощности;
- при быстром нажатии на педаль газа заметен провал в мощности;
- прерывистая работа двигателя (он глохнет);
- двигатель не держит холостые обороты при этом троит и вибрирует;
Главные дефекты свечей зажигания – их загрязнение или механическое повреждение. Как стало понятно, все это может послужить потере мощности, увеличенному расходу горючего, затруднениям в наборе скорости, несвоевременному зажиганию в цилиндрах, проблемам с пуском двигателя. Поэтому, при возникших проблемах с мотором, следует проверить свечи — первое, что следует сделать для определения причин неисправностей. Ведь именно по их состоянию можно много рассказать о работе двигателя. Также следует проверять свечи зажигания мотоцикла, машины или болгарки с ДВС систематически.
Осмотр состояния свечи зажигания. Как по внешнему виду свечи зажигания определить причину?
![]() |
Нормальное состояние.Тепловой конус изолятора имеет цвет от белого до желто-серого и красновато-коричневого. Двигатель в порядке. Калильное число выбрано правильно. Регулирование воздушно-топливной смеси в порядке, нет пропусков искрообразования, устройство для пуска холодного двигателя функционирует нормально. В моторном масле нет содержащих свинец отложений из присадок к топливу или легирующих компонентов. Нет тепловой перегрузки. |
![]() |
|
![]() |
Покрытие сажей.Тепловой конус изолятора, электроды и корпус свечи зажигания покрыты матовой черной сажей.Причина: неправильное регулирование воздушно-топливной смеси (карбюратор, система впрыска топлива): воздушно-топливная смесь слишком обогащена, засорен воздушный фильтр, неисправно автоматическое устройство для обогащения смеси при запуске двигателя, частые поездки на короткие расстояния, свеча слишком холодная, диапазон нагрева слишком низкий. Последствия: пропуски искрообразования, плохие пусковые качества. Метод устранения: регулирование состава смеси и пускового устройства, проверка воздушного фильтра. |
![]() |
|
![]() |
ЗамасливаниеТепловой конус изолятора, электроды и корпус свечи зажигания покрыты блестящей сажей или масляным нагаром.Причина: избыток масла в камере сгорания. Слишком высокий уровень масла, сильный износ поршневых колец, стенок цилиндров или направляющих клапанов. Для 2-тактного двигателя: слишком много масла в топливной смеси. Последствия: пропуски искрообразования, плохие пусковые качества. Метод устранения: ремонт двигателя, использование правильной воздушно-топливной смеси, замена свечей зажигания. |
![]() |
|
![]() |
Сильный износ центрального электрода.Причина: несоблюдение интервалов замены свечей зажигания. Последствия: пропуски искрообразования, плохие пусковые качества. Метод устранения: замена свечей зажигания. |
![]() |
Отложение свинца.Тепловой конус изолятора имеет коричнево-желтый налет, возможно, с зеленым оттенком.Причина: присадки топлива с содержанием свинца. Налет образуется при высокой нагрузке двигателя после длительной работы в режиме частичной нагрузки. Последствия: при высоких нагрузках налет становится токопроводящим и вызывает пропуски искрообразования. Метод устранения: замена свечей зажигания. |
![]() |
Сильное отложение свинца.На тепловом конусе изолятора – коричнево-желтый налет, возможно, с зеленым оттенком.Причина: присадки к топливу с содержанием свинца. Отложения возникают при высокой нагрузке двигателя после длительной работы в режиме частичной нагрузки. Последствия: при высоких нагрузках налет становится электропроводным и вызывает пропуски искрообразования. Метод устранения: замена свечей зажигания. |
![]() |
|
![]() |
Образование золы.Сильный налет золы из присадок к маслу и топливу на тепловом конусе изолятора, в полости, доступной для рабочей смеси (кольцевом зазоре) и на боковом электроде. Рыхлая или шлакообразная структура.Причина: легирующие компоненты, особенно из масла, способствуют отложению золы в камере сгорания и на тепловом конусе изолятора. Последствия: вероятность возникновения калильного зажигания с потерей мощности, возможно повреждение двигателя. Метод устранения: ремонт двигателя. Замена свечей зажигания. Замена масла. |
![]() |
|
![]() |
Оплавление центрального электрода.Оплавленный центральный электрод, пористая, губчатая, размягченная вершина теплового конуса изолятора.Причина: тепловая перегрузка за счет калильного зажигания, например, за счет слишком раннего зажигания, остаточных продуктов в камере сгорания, неисправных клапанов, неисправного распределителя зажигания и недостаточно высокого качества топлива. Возможно, слишком низкое калильное число. Последствия: пропуск искрообразования, потеря мощности (повреждение двигателя). Метод устранения: проверка двигателя, зажигания и систем впрыска. Установка новых свечей с правильным калильным числом. |
![]() |
Расплавление центрального электрода.Расплавленный центральный электрод, сильно поврежден боковой электрод.Причина: тепловая перезагрузка за счет калильного зажигания, например, за счет слишком раннего зажигания, остаточных продуктов в камере сгорания, неисправных клапанов, неисправного распределителя зажигания и недостаточно высокого качества топлива. Возможно, слишком низкое калильное число. Последствия: пропуски искрообразования, потеря мощности, возможно, повреждение двигателя. Возможно также образование трещины в тепловом конусе изолятора за счет перегретого центрального электрода. Метод устранения: проверка двигателя и систем впрыска. Замена свечей зажигания. |
![]() |
Оплавление электродов.Электроды расплавлены и образуют подобие цветной капусты. Возможны отложения из посторонних веществ.Причина: тепловая перегрузка за счет калильного зажигания, например, за счет слишком раннего зажигания, остаточных продуктов в камере сгорания, неисправных клапанов, неисправного распределителя зажигания и недостаточно высокого качества топлива. Последствия: перед полным отказом (поломкой двигателя) возникает потеря мощности. Метод устранения: проверка двигателя и систем впрыска. Замена свечей зажигания. |
![]() |
Ферроцен.Горловина изолятора, электроды и часть корпуса свечи зажигания покрыты красно-оранжевым налетом.Причина: содержание железа в топливе. Отложения возникают после нескольких тысяч километров нормальной работы. Последствия: железистое отложение электропроводно и вызывает проблемы с зажиганием. Метод устранения: замена свечей зажигания. |
![]() |
Сильный износ бокового электрода.Причина: агрессивные присадки к топливу и маслу. Неблагоприятные условия обтекания топливной смесью в камере сгорания, стук в двигателе. Нет тепловой перегрузки. Последствия: пропуск искрообразования, особенно при ускорении (напряжения зажигания недостаточно для увеличившегося зазора между электродами). Проблемы с запуском. Метод устранения: замена свечей зажигания. |
![]() |
Разрушение теплового конуса изолятора.Причина: механическое повреждения (удар, падение, сжатие в центральном электроде при неправильном использовании). За счет отложений между центральным электродом и тепловым конусом изолятора и за счет коррозии центрального электрода – особенно при слишком длительной работе – может треснуть тепловой конус изолятора. Последствия: пропуски искрообразования, искра проскакивает в местах, недоступных для рабочей смеси. Метод устранения: замена свечей зажигания. |
Для начала, выкрутите свечу зажигания, на которую есть подозрения, из цилиндра специальным ключом. Следует изучить ее на предмет наличия каких-либо механических повреждений и загрязнений на той стороне свечи, которая находилась в цилиндре. Степень пригодности свечи зажигания определяется по нижеперечисленным внешним показателям:
- исправная свеча. На конце устройства – боковом электроде – может присутствовать коричневато-серое наслоение. Если так, то свеча нормальная и готова к дальнейшей эксплуатации.
- углеродное отложение. Темная густая сажа сразу будет заметна. Причинами этого являются: неисправность воздухоочистительной системы, длительная езда на пониженной скорости, богатая смесь, двигатель долго крутится на холостых.
- масляное загрязнение. Темное маслянистое наслоение на электроде и изоляторе говорит о проникании автомобильного масла в "котёл". Это случается в результате изношенности колец поршня и поршневой в целом, и клапанов.
- «Залитая». Присутствие бензинового слоя на свечи происходит после «заливания» мотора при многократных последовательных попытках завести его. Без сгорания смеси, она оседает на электродах и изоляторе. В этом случае можно всего лишь почистить или дождаться, когда сами высохнут.
- обгоревшая. Подпалённый изолятор и подплавленые электроды или светлые загрязнения возникают вследствие перегрева мотора, неподходящей рабочей температуры свечи, её износа, неправильного выставления зажигания, несбалансированной топливно-воздушной смеси - изношенные и выработанные, тонкие электроды только у свеч, которые уже своё отработали.
- переломленный электрод. Случается это, если свеча зажигания нестандартная по размерам. Длинная свеча приведет к серьёзным повреждениям, а короткая – к увеличению расхода горючего и быстрому её засорению. Узнать тип свечей можно в описание к двигателю.
При обнаружении неисправной свечи, её заменяют на новую.