Неисправности генератора

Задачей автомобильного генератора является выработка электроэнергии, которая используется для питания систем автомобиля. При отказавшем генераторе его функции автоматически переходят к аккумулятору. Однако нормальным выходом такой переход не является, так как даже полностью заряженного аккумулятора надолго не хватит. Можно дотянуть до гаража или ближайшей СТО, если расстояние до них составляет несколько десятков километров. Но длительно ехать на одном аккумуляторе у вас не получится. Он просто постепенно разрядится.

Основные признаки неисправности генератора

Если Ваш автомобиль подает некоторые из нижеперечисленных симптомов, то с большой вероятностью они свидетельствуют о неисправностях генератора и, следовательно, стоит произвести его диагностику для того, чтобы вовремя выявить основные поломки, дефекты генератора автомобиля.

  • Слишком быстрая разрядка аккумулятора свидетельствует об неисправности генератора;
  • Если горит или мигает контрольная лампа разряда аккумулятора во время работающего двигателя;
  • Если свет фар заметно потускнел, стал слабее – это тоже один из сигналов наличия неисправности в генераторе;
  • При работе мотора слышны шумы, постукивания, писк.

Основные неисправности генератора

А можно ли самостоятельно проверить, насколько серьезна неисправность. Возможно, ее удастся устранить прямо на месте? В некоторых случаях это действительно реально сделать.

Самостоятельная диагностика неисправностей генератора - памятка

Памятка для проверки поломок своими руками. Некоторые неисправности, свидетельствующие о тех или иных поломках или износа деталей генератора:

Сначала нужно проверить предохранитель генератора.
Далее проверяется свободное вращение ротора. Для проверки обмотки возбуждения ротора на короткозамкнутые витки или обрывы, нужно подключить мультиметр, переключенный в режим измерения сопротивления, к обоим контактным кольцам генератора. Нормальное сопротивление — от 1,8 до 5 Ом. Показания ниже свидетельствует о наличии короткого замыкания в витках; выше – прямой обрыв обмотки.
Целость ремня и его натяжение. Ослабление натяжения приводного ремня генератора может быть причиной слабой работы. Одним из признаков такой неисправности может быть высокий по тону свист из-под капота, когда автомобиль газует или разгоняется.
Проверка проводов. Осмотр проводов на наличие окисления, повреждение изоляции или перегорание.
Проверка корпуса генератора. Визуальный осмотр на наличие трещин, повреждений и т.п.
Проверяются щетки и контактные кольца генератора. Щетки в процессе работы изнашиваются, их может просто заклинить или перекосить, а канавки токосъёмных колец забиваются графитовой пылью. Об этом свидетельствует избыточное искрение.
Подшипники. Признак данной неисправности — вой или свист при работе. В таком случае подшипники следует сразу заменить.
Поломка статора. Для проверки обмотки статора, его следует отсоединить от выпрямительного блока. Показания сопротивления на мультиметре, имеющих «бесконечно» большое значение свидетельствуют об отсутствии контакта статорных обмоток с корпусом («массой»).
Проверка диодов. Чтобы проверить диоды в блоке выпрямителя используется мультиметр (после полного отсоединения от обмоток статора). Сначала, например, плюсовой щуп подсоединяется к «+» или «–» выпрямителя, а минусовой к выводу фазы. Далее щупы меняют местами. Если при этом значения показаний мультиметра сильно отличаются то, это свидетельство того, что диод исправен, если не отличаются, то неисправен. Или если окислены контакты по причине перегрева радиатора, то это прямое свидетельство того, что диодный мост генератора скоро «сломается».

Для начала требуется убедиться, что генератор не работает. Для этого замерьте тестером напряжение на клеммах аккумулятора при выключенном двигателе. Запомните показания. Затем запустите двигатель, дайте ему пару минут поработать на средних оборотах с нагрузкой, например, при включенных фарах, после чего вновь проведите замеры. Если напряжение немного возросло или осталось прежним, то генератор исправно работает. Обычно напряжение составляет около 14 В.

Еще один метод для проверки генератора. При работающем двигателе отсоедините от аккумулятора плюсовой провод. Если двигатель продолжает работать, то питание производится от генератора. Если же двигатель заглох, то генератор неисправен.

Перечислим основные способы определения неисправности генератора:

  1. Проверьте состояние генераторного ремня. Если он оборван, то проблема решается его заменой. Как ни странно, но это наиболее простой способ восстановления работоспособности генератора. Разумеется, если у вас имеется запасной ремень. Ремень может быть цел, но ослаблен. В таком состоянии он не обеспечивает полноценной работы генератора. Надавите на него пальцем для проверки. Если ремень прогнулся на 1-1,5 см, то его натяжение считается нормальным.
  2. Проверьте напряжение питания автомобиля. Достаточно измерить его тестером в прикуривателе. Оно не должно быть более 14,5 В. Если значение напряжения больше, то следует заподозрить неисправность реле-регулятора. Данное реле отвечает за поддержание постоянного напряжения на любых оборотах двигателя. При его отказе возникает риск повреждения электрооборудования от возникшего повышенного напряжения, а также перезарядка аккумулятора с его закипанием.

Как проверить работоспособность автомобильного генератора

Если напряжение упало менее 13 В, то одной из причин может быть отказ диодного моста. Выпрямительный мост можно проверить при помощи тестера-вольтметра. При работающем двигателе один щуп тестера в режиме переменного тока подсоедините к разъему "В+" или разъему "30", а другой щуп - к массе. Напряжение не должно превышать 0,5 В. Если значение больше, то мост неисправен.

Очень часто проблемы с генератором возникают при заклинивании щеток, находящихся в щеткодержателе. Также часто отказ вызывает грязь, скопившаяся на контактных кольцах или окисление этих колец. Разборка и чистка генератора помогают справиться с этим дефектом. Положение и состояние щеток определяется визуально. Если они выступают из щеткодержателя совсем немного, менее чем на 5 мм, то щеткодержатель со щетками подлежит замене.

Для проверки обмоток ротора и статора необходимо разобрать генератор. Щупы тестера прикладываются к контактным кольцам. Если сопротивление обмоток составляет около 5-10 Ом, то обмотки исправны. Если где-то цепь имеет бесконечное сопротивление, то это говорит о ее обрыве. Также замеряется сопротивление между каждым контактным кольцом и корпусом генератора. Если есть замыкание, то тестер это покажет. Перед проведением проверки нужно снять выпрямительный мост.

При отказе генератора не стоит паниковать. Отказ этот неприятный, но не критический. Если подойти к проблеме грамотно, то в большинстве случаев удается благополучно завершить поездку.