Неисправности генератора
Задачей автомобильного генератора является выработка электроэнергии, которая используется для питания систем автомобиля. При отказавшем генераторе его функции автоматически переходят к аккумулятору. Однако нормальным выходом такой переход не является, так как даже полностью заряженного аккумулятора надолго не хватит. Можно дотянуть до гаража или ближайшей СТО, если расстояние до них составляет несколько десятков километров. Но длительно ехать на одном аккумуляторе у вас не получится. Он просто постепенно разрядится.
Основные признаки неисправности генератора
Если Ваш автомобиль подает некоторые из нижеперечисленных симптомов, то с большой вероятностью они свидетельствуют о неисправностях генератора и, следовательно, стоит произвести его диагностику для того, чтобы вовремя выявить основные поломки, дефекты генератора автомобиля.
- Слишком быстрая разрядка аккумулятора свидетельствует об неисправности генератора;
- Если горит или мигает контрольная лампа разряда аккумулятора во время работающего двигателя;
- Если свет фар заметно потускнел, стал слабее – это тоже один из сигналов наличия неисправности в генераторе;
- При работе мотора слышны шумы, постукивания, писк.
Основные неисправности генератора
А можно ли самостоятельно проверить, насколько серьезна неисправность. Возможно, ее удастся устранить прямо на месте? В некоторых случаях это действительно реально сделать.
Самостоятельная диагностика неисправностей генератора - памятка
Памятка для проверки поломок своими руками. Некоторые неисправности, свидетельствующие о тех или иных поломках или износа деталей генератора:
Для начала требуется убедиться, что генератор не работает. Для этого замерьте тестером напряжение на клеммах аккумулятора при выключенном двигателе. Запомните показания. Затем запустите двигатель, дайте ему пару минут поработать на средних оборотах с нагрузкой, например, при включенных фарах, после чего вновь проведите замеры. Если напряжение немного возросло или осталось прежним, то генератор исправно работает. Обычно напряжение составляет около 14 В.
Еще один метод для проверки генератора. При работающем двигателе отсоедините от аккумулятора плюсовой провод. Если двигатель продолжает работать, то питание производится от генератора. Если же двигатель заглох, то генератор неисправен.
Перечислим основные способы определения неисправности генератора:
- Проверьте состояние генераторного ремня. Если он оборван, то проблема решается его заменой. Как ни странно, но это наиболее простой способ восстановления работоспособности генератора. Разумеется, если у вас имеется запасной ремень. Ремень может быть цел, но ослаблен. В таком состоянии он не обеспечивает полноценной работы генератора. Надавите на него пальцем для проверки. Если ремень прогнулся на 1-1,5 см, то его натяжение считается нормальным.
- Проверьте напряжение питания автомобиля. Достаточно измерить его тестером в прикуривателе. Оно не должно быть более 14,5 В. Если значение напряжения больше, то следует заподозрить неисправность реле-регулятора. Данное реле отвечает за поддержание постоянного напряжения на любых оборотах двигателя. При его отказе возникает риск повреждения электрооборудования от возникшего повышенного напряжения, а также перезарядка аккумулятора с его закипанием.
Если напряжение упало менее 13 В, то одной из причин может быть отказ диодного моста. Выпрямительный мост можно проверить при помощи тестера-вольтметра. При работающем двигателе один щуп тестера в режиме переменного тока подсоедините к разъему "В+" или разъему "30", а другой щуп - к массе. Напряжение не должно превышать 0,5 В. Если значение больше, то мост неисправен.
Очень часто проблемы с генератором возникают при заклинивании щеток, находящихся в щеткодержателе. Также часто отказ вызывает грязь, скопившаяся на контактных кольцах или окисление этих колец. Разборка и чистка генератора помогают справиться с этим дефектом. Положение и состояние щеток определяется визуально. Если они выступают из щеткодержателя совсем немного, менее чем на 5 мм, то щеткодержатель со щетками подлежит замене.
Для проверки обмоток ротора и статора необходимо разобрать генератор. Щупы тестера прикладываются к контактным кольцам. Если сопротивление обмоток составляет около 5-10 Ом, то обмотки исправны. Если где-то цепь имеет бесконечное сопротивление, то это говорит о ее обрыве. Также замеряется сопротивление между каждым контактным кольцом и корпусом генератора. Если есть замыкание, то тестер это покажет. Перед проведением проверки нужно снять выпрямительный мост.
При отказе генератора не стоит паниковать. Отказ этот неприятный, но не критический. Если подойти к проблеме грамотно, то в большинстве случаев удается благополучно завершить поездку.